Заряжая энергией

Игнатьев Николай Михайлович — Президент Группы компаний «АКОМ»

Игнатьев Николай Михайлович
Президент Группы компаний «АКОМ»

12.03.2013

 

Российская отрасль автокомпонентов не способна выдержать прямой конкуренции с иностранными поставщиками - уверены многие эксперты. Однако у президента Группы компаний «АКОМ» Николая Михайловича Игнатьева на этот счет совершенно иное мнение. Сегодня созданное им предприятие не только является лидером российского рынка по производству аккумуляторов, но и способствует формированию положительной репутации всей российской отрасли за рубежом.

- Николай Михайлович, Вы проработали в автомобильной промышленности почти 40 лет. Как сложилось, что Вы выбрали именно эту сферу деятельности?

- В середине 60-х гг. на дорогах Тольятти впервые появились автомобили FIAT. В то время это было настоящим событием, ведь страна жила в относительной изоляции от всего иностранного. Мы с ребятами просто «охотились» за этими машинами, чтобы рассмотреть со всех сторон. Наверно, именно тогда во мне проснулся интерес к автопрому – захотелось самому создать нечто столь же красивое, динамичное, мощное. Поэтому с выбором специальности в Тольяттинском политехническом институте я уже не сомневался. Ну а затем мне повезло попасть по распределению на ВАЗ.

- Очень многие успешные тольяттинские топ-менеджеры, бизнесмены, политики вышли именно из числа вазовских производственников. В этом есть какая-то закономерность?

- Работа на вазовском производстве – это настоящая школа жизни. И речь здесь не только о колоссальном профессиональном опыте и практических знаниях, которые она дает. Это еще серьезный опыт руководящей работы и общения с коллективом. Это умение быстро и эффективно принимать решения в сложных и неожиданных ситуациях. Это постоянная работа над собой, развитие в себе лидерских качеств. Так что неудивительно, что многие из тех, кто начинал свою карьеру на производстве ВАЗа, затем сделали успешную карьеру в самых разных отраслях.

- Кого Вы считаете своими учителями в жизни, в профессии?

- Мне невероятно везло с наставниками, начиная с самого первого дня работы. Первый мастер, начальник участка, начальник цеха – все они, безусловно, очень многое дали мне и в профессиональном, и в личном плане. В СКП ВАЗа я работал под руководством Николая Васильевича Ляченкова, с которым затем мне посчастливилось участвовать в различных бизнес-проектах. Это удивительно открытый и искренний человек, настоящий производственник и талантливый руководитель.

Одним из своих главных учителей я, конечно, считаю Владимира Васильевича Каданникова. Общение с ним – не просто «школа», это был настоящий «университет» знаний. Причем университет, где все экзамены приходилось сдавать экстерном.

- В 1983 году Вы стали представителем АВТОВАЗа в Йемене, затем была работа в Исландии, командировки во многие другие страны мира. Что Вам дал опыт работы за границей?

- Заграничная командировка в начале 80-х гг., да еще в капиталистическую страну – это было все равно, что вытянуть счастливый лотерейный билет и выиграть не просто пять рублей, а автомобиль. Безусловно, работа за границей перевернула мое сознание, мое представление о мире.

Если в Йемене я занимался исключительно вопросами технического обслуживания, то в Исландии мне пришлось решать вопросы совершенно иного порядка. Это был период, когда ВАЗ только начинал вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, создавал собственное управление по экспорту и внешним связям. Поэтому в Исландии передо мной была поставлена задача фактически сменить сотрудника ВО «Автоэкспорт», которому я раньше подчинялся. Для меня это уже был совершенно другой уровень работы – общение с иностранными партнерами, переговоры с руководителями крупнейших предприятий, заключение договоров, огромная ответственность за каждое решение и за каждый контракт. Но именно работа за границей позволила мне по-новому взглянуть на многие вещи, в том числе, и на свое будущее

В 1997 году я вернулся в Россию с огромным багажом опыта и знаний, которые мне хотелось реализовать на практике. Но реализовать не в очередном дилерском центре или торговой компании. Ведь в душе я навсегда остался производственником. Мне хотелось создать нечто новое и нужное, то, чем действительно можно будет гордиться. Так в 2001 году был основан завод «АКОМ».

- Какие позиции ГК «АКОМ» занимает на российском рынке на сегодняшний день?

- С самого первого дня работы компании мы поставили перед собой задачу стать лидером рынка по всем параметрам – технологиям, объему продаж и производства, качеству продукции и т.д. И с этой задачей компания справилась полностью. По итогам 2012 года по объему производства на российском рынке доля наших аккумуляторов составляет 25%, мы уверенно лидируем в этой позиции. Кстати, в марте 2013 года Группа компаний «АКОМ» была удостоена награды по итогам Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность – 2012» в номинации «За устойчивое развитие организации».

Высокие показатели качества выпускаемых аккумуляторных батарей способствуют тому, что мы удерживаем 45% рынка автопроизводителей. АКОМ является официальным поставщиком АВТОВАЗ, GM-АВТОВАЗ, FORD, FIAT, KIA, Sollers-Isuzu, ПАЗ, УАЗ, ГАЗ, Derways. Кроме того, у нас налажены эффективные партнерские взаимоотношения с «Лигой содействия оборонным предприятиям», которую возглавляет I заместитель председателя комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Недавно, благодаря его рекомендации, мы провели переговоры с президентом «АВТОТОР Холдинг» Валерием Драгановым. Результатом этой встречи стал договор о намерениях между нашими предприятиями.

- В каких направлениях ГК «АКОМ» планирует развиваться в ближайшем будущем? Будут ли внесены изменения в стратегию компании в связи с вступлением России в ВТО?

- На сегодняшний день наша главная стратегическая цель – выйти на уровень глобальных поставщиков аккумуляторных батарей. На данный момент наши позиции в сфере сотрудничества с автопроизводителями защищены программой локализации, которая обязывает предприятия закупать продукцию отечественных компаний. Однако ее действие закончится в 2015-2016 гг., а значит, на российский рынок придут «зубры» производства автокомпонентов. Кого в таком случае выберет, например, завод FORD – компанию, с которой он сотрудничает на мировом рынке уже не первое десятилетие, или российского поставщика? Поэтому наша задача – за ближайшие три-четыре года совершить такой рывок, чтобы иностранные автопроизводители рассматривали нас наравне с другими глобальными поставщиками. Все, что для этого необходимо – инвестиции, технологии и расширение географии присутствия.

На данный момент ГК «АКОМ» реализует инвестиционную программу, направленную на

увеличение объемов производства аккумуляторов до 2,5 млн штук в год. Она предусматривает увеличение мощностей производства за счет покупки нового оборудования и модернизации существующего.

Кроме того, мы рассматриваем перспективы создания альянса с зарубежным партнером. Сейчас у нас два варианта пути. Первый – продвижение в Европу через строительство нового завода в Калининграде или Германии. Второй вариант – азиатское направление через сотрудничество с турецкими производителями. Первый путь – более сложный ввиду высокой плотности рынка, но имеет более высокую имиджевую составляющую. Второй – легче с точки зрения выхода на рынок, но тоже имеет нюансы. Нам еще предстоит определиться с этим выбором. Я прекрасно понимаю, что в данном случае не имею права торопиться с решением. Ведь от него зависит будущей всей компании.

- Для успешного выхода на зарубежные рынки, особенно европейский,  от компании требуются не только значительные инвестиции, но и высокая деловая репутация…

- С января 2013 года АКОМ первым среди российских аккумуляторных заводов стал постоянным членом престижной ассоциации европейских производителей АКБ и их поставщиков - EUROBAT. По сути, это элитный клуб производителей с тщательным отбором участников. Среди его постоянных членов такие известные компании, как EXIDE Technologies, Johnson Controls, MUTLU и многие другие. Вступление в Ассоциацию говорит о том, что в Европе АКОМ считают равноправным партнером. Но членство в  EUROBAT - это не просто особый статус, но и возможность участия в крупнейших отраслевых форумах и конференциях. Это возможность постоянно повышать свой уровень, быть в курсе новейших тенденций, перенимать передовой опыт.

- В 2012 году Вы вошли в Совет Союза работодателей Самарской области и возглавили его представительство в Жигулевске. Какие задачи Вы ставите перед собой в рамках данного объединения?

- Наша главная цель – способствовать активному развитию промышленного производства области. Декларируя всестороннюю поддержку бизнеса, региональное и федеральное правительство, как правило, обходит вниманием многие успешные и уникальные предприятия. На данный момент интересы промышленников региона никак не лоббируются перед федеральным центром. Именно благодаря Союзу работодателей нам удалось обратить на это внимание губернатора области Николая Ивановича Меркушкина, который уже пообещал исправить ситуацию.

Кроме того, вхождение в состав Союза работодателей области позволяет нам напрямую выходить с различными инициативами в адрес регионального правительства.

Например, в Самарской области до сих пор не работает программа по утилизации переработанных аккумуляторов. В большинстве своем этим занимаются различные полуофициальные и даже неофициальные организации, нарушающие все технические и экологические требования. А это уже прямая угроза экологии и здоровью людей. С нашей подачи в Министерстве промышленности Самарской области должно состояться совещание по данному вопросу.

- Какие качества, на ваш взгляд, сегодня необходимы успешному руководителю?

- Безусловно, каждый современный управленец должен обладать определенным набором компетенций и знаний в области экономики, финансов, производства и т.д. Без этого просто невозможно заработать авторитет руководителя.

Но еще более важно – обладать качествами настоящего лидера. История любой компании, любого предприятия – это история взлетов и падений. В кризисной ситуации руководитель должен суметь мобилизовать свой коллектив, задать необходимый настрой. Он должен во всем оставаться примером для своих подчиненных. Должен суметь правильно выбрать те рычаги, которые влияют на мотивацию и лояльность персонала. Ведь по-настоящему успешной компания может стать только тогда, когда люди с удовольствием приходят на работу. Надо делать то, что любишь и любить то, что делаешь. Это и есть главный залог успеха.

- Какие еще убеждения и принципы помогали Вам в жизни и работе больше всего?

- Главное – всегда оставаться честным по отношению к самому себе, к близким,  сотрудникам, партнерам, заказчикам. Это не только мой личный принцип, но и принцип всей нашей компании. За все одиннадцать лет работы АКОМ ни разу не нарушил ни одной договоренности. Несмотря на разные обстоятельства, мы всегда выполняли свои обязательства. Именно благодаря высокой репутации, благодаря доверию партнеров и покупателей АКОМ сегодня является лидером на российском рынке.

 

Опубликовано в журнале «Премьер-Эксперт» - май, 2013.

 

« Вернуться в архив